Наблюдение( в дидактике)

Наблюдение( в дидактике)
   — целенаправленное восприятие; одно из средств обучения. Цель Н. - накопление знания фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Н. предусматривает умение группировать факты, свойства и явления, подмечать в них сходство и различие, классифицировать их и, если возможно, определять в естественных условиях зависимость хода процесса или явления от тех или иных условий. Н. нередко предусматривает не только восприятие, но и переработку информации, в процессе которой значительную роль играют такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение. Н. широко применяется в обучении, особенно при изучении предметов естественно-научного цикла. Н. могут быть частью учебного эксперимента или используются наряду с экспериментом. Н. могут проводиться на уроках, экскурсиях, при выполнении домашних заданий. Н. в педагогике и психологии - метод исследования, состоящий в целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. К процедуре получения и трактовки информации в Н. предъявляются следующие требования.
   1. Н. доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления.
   2. Регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными.
   3. Для Н. должны быть выделены наиболее важные моменты поведения.
   4. Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительное время.
   5. Надёжность Н. повышается при совпадении показаний нескольких наблюдателей.
   6. Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемым должны быть устранены.
   7. Оценки не должны быть подвержены субъективным влияниям.
   Результаты, полученные в процессе Н., представляют собой эмпирические факты; установление закономерностей возможно лишь при их тщательном анализе. Этот метод более чем, например, эксперимент нуждается в дополнении исследования того же объекта другими методами.
   (Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.156)
   Ч312.53

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Наблюдение( в дидактике)" в других словарях:

  • НАБЛЮДЕНИЕ — в педагогике и психологии, один из методов пси холого пед. исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. Система Н. состоит в объективной, детальной и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • НАБЛЮДЕНИЕ в педагогике и психологии — один из методов психолого пед. исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. Система Н. состоит в объективной, детальной и точной регистрации внеш.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • УРОК — форма организации уч. воспитат. процесса в уч. заведениях при классно урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом). в течение определённого промежутка времени (как …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ДИДАКТИКА — (от греч. didaktikos поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Дидактика — (от греч. didaktikós поучающий, относящийся к обучению)         часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.          Термин «Д.» применялся в педагогических сочинениях уже в 17 в. Я. А.… …   Большая советская энциклопедия

  • Ученый комитет министерства народного просвещения — По 17 ст. действующего учреждения министерства нар. просвещения (высоч. утвержденного 18 июня 1863 г.), У. комитет министерства народного просвещения имеет своим назначением рассматривать, по поручению министра, а) поступающие в министерство… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Созерцание — Кантианство …   Википедия

  • Лицей № 82 (Нижний Новгород) — Координаты: 56°20′58.92″ с. ш. 43°51′50.76″ в. д. / 56.3497, 43.8641  …   Википедия

  • ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, при к ром преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению уч. проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоят. поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. П …   Российская педагогическая энциклопедия

  • РУССКИЙ ЯЗЫК — учебный предмет в школе Рос. Федерации. Предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также истории Р. я. Кроме состава и строения языковых единиц рассматриваются их сочетаемость и… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»